1. Главная
  2. Блог
  3. Бункер F-4

Бункер F-4

26 марта 2020
2013
Здравствуйте, дорогие читатели! Несмотря на то, что обычно мы освещаем подземку Москвы, сегодня мы ненадолго отвлечемся от темы столичных подземелий. Вместо этого мы развлечем вас рассказом об одном из некогда секретных сооружений, построенных с помощью советских специалистов, работавших в странах социалистического блока. А конкретно речь сегодня пойдет об объекте в самом центре Будапешта, столицы Венгрии, известном как F-4 или, в народе, «Бункер Ракоши».

Вопреки возможному предубеждению, во времена Холодной Войны не только основные страны-участницы пытались «закопаться поглубже». Правительства небольших стран, входивших в конфликтующие блоки, также заблаговременно обзаводились защитными сооружениями. В странах социалистического блока для этого прибегали к обширному опыту советских специалистов. Благодаря их трудам такие страны как Венгрия, Чехия, Польша и Югославия обзавелись защитными сооружениями и бункерами, на всякий случай. В тех странах, где в Столице было метро, специальные защитные сооружения соединялись с метрополитеном и строились зачастую метростроевцами. Наш сегодняшний объект – не исключение. В начале строительства бункера F-4 в 1952 году работникам метростроя было поручено прокопать ствол и начать проходку тоннеля от него. Строители и не подозревали, что строят блок бункера, поскольку им было сказано, что они ведут проходку строившейся тогда новой очереди Будапештского метро. Доделывали объект уже специалисты-фортификаторы, и в 1963 году сдали готовый объект правительству.



Надо сказать, что народное название «Бункер Ракоши» также ошибочно, как и пресловутое русское «Бункер Сталина». При этом аналогия прослеживается весьма близкая – Матьяш Ракоши также был Генсеком ЦК Венгерской компартии и досаждал своей фанатичностью и любовью к репрессиям не только самим венграм, но и правительству СССР, которое опасалось непопулярности недавно установившегося социалистического режима в Венгрии. Поэтому вскоре после смерти Сталина, в 1953 году, Ракоши был смещен с должности и вывезен в Россию. Так что если даже наш бункер и начал строиться по приказу Ракоши, то застал он лишь самое начало его строительства. Но название громкое, прицепилось.



Что касается непосредственно объекта, который проходил по внутренним документам под обозначением F-4, то к моменту сдачи это было заглубленный на 45 метров под землю командный пункт с залом заседаний, собственной дизельной электростанцией и фильтро-вентиляционной установкой. ДЭС, ФВУ и запас воды размещались в отдельном блоке, а второй блок был разделен на 2 этажа. На верхнем располагались кабинеты, в то время как на нижнем – убежище. Всего объект мог вместить в себя более двух тысяч человек. Концепция использования этого объекта была следующей – в случае Часа Икс деятели компартии Венгрии могли укрыться в объекте, а затем, переждав основной удар, эвакуироваться по тоннелям метрополитена. Для этой цели объект имел ствол с лифтами прямо из железобетонного оголовка-входа, который располагался во внутреннем дворе одного из правительственных зданий около Площади Свободы в Будапеште, а также аварийный выход в тоннели второй линии Будапештского метро. Выйти в тоннель метро можно прямо через вентиляционную установку с ВОМДами и гермозатвором. Однако, знакомым с историей фортификации читателям ясно, что к 60м годам прошлого века подобная степень защиты уже не могла полностью обеспечить безопасность при ядерном ударе – недостаточная глубина заложения, а также отсутствие достаточно мощных систем жизнеобеспечения, позволявших бы в течение длительного времени пережидать последствия атаки в режиме изоляции, не позволяли гарантировать выживание партийной элиты. Поэтому уже вскоре после окончания постройки бункера его законсервировали. Так он простоял десяток с лишним лет, а затем не так много времени спустя, перед так и не начатой попыткой реконструкции, помещения и вовсе очистили от мебели и оборудования, оставив только системы жизнеобеспечения. В таком виде он и дошел до нас, и, по моему мнению, судьба его незавидна.



Несколько лет назад защитный железобетонный оголовок-вход был снесен, так что теперь на месте бронеколпака входа зияет открытая всем ветрам дыра под землю. Объект знатно протекает, внутри очень влажно – при попытках фотографировать около ствола объектив запотевает практически моментально. Тем не менее, объект находится на балансе Будапештской Транспортной Компании, которая периодически проводит туда пресс-туры и снимает видеоролики в бункере. А падкие до дешевых сенсаций журналисты клепают сюжеты про «секретные коммунистические подземелья».


Такой вот сегодня у нас получился экскурс в Европу, надеюсь, что Вам понравилось, дорогие читатели. А в следующий раз мы вернемся с новыми рассказами про подземелья Москвы. До новых встреч!

Фотографии из этой статьи

А вот здесь можно познакомиться с подземельем

Комментарии
Name
Email
Phone
Ваше имя
Ваш email
Оставить комментарий
 
Запись на экскурсии
Любые вопросы по сотрудничеству и экскурсиям